Продажи новых легковых автомобилей в России в июне 2025: спад до уровня кризисного года

По данным Минпромторга РФ и PPC (Passport Industrial Consulting), в июне 2025 года в России было реализовано 96 744 автомобиля (легковые авто + лёгкие коммерческие) — на 27,5–29 % меньше, чем в июне 2024 года
По данным Минпромторга РФ и PPC (Passport Industrial Consulting), в июне 2025 года в России было реализовано 96 744 автомобиля (легковые авто + лёгкие коммерческие) — на 27,5–29 % меньше, чем в июне 2024 года
  • Легковые автомобили: 89 600–89 599 ед. — падение на 27 % г/г .
  • Лёгкие коммерческие: 7 145 ед. — снижение на 32 % по сравнению с прошлым июнем

Кроме того, в июне продажи автомобилей упали на 2–7 % по отношению к маю — с ≈98–102 тыс. в мае до ≈96 тыс. в июне .

Полугодовой результат: усиленный спад

С января по июнь 2025 года российские автодилеры продали ≈546–575 тыс. легковых машин и ЛКМ — это снижение на 25,7–27 % по сравнению с январём–июнём 2024 года

  • Из них легковые автомобили — ≈526,700 ед. (–26 %)
  • ЛКМ — свыше 48,800 единиц, упав на 19 % г/г

Общий рынок новых транспортных средств (включая грузовики и автобусы) впервые за годы достиг ≈607,500 шт.— это самое заметное снижение (–28 %) за аналогичный период

Импорт vs. локальное производство

Сегмент импортных автомобилей показал более резкое снижение: 44,7 тыс. шт. в июне — это –45 % по сравнению с июнем 2024 года. В то же время продажи российских моделей упали до 56,2 тыс., что составляет –12,5 % г/г

Это связно с ограничениями на импорт и ростом локализации: с начала года доля отечественных автомобилей выросла на 11 п.п. .

Что стоит за цифрами?

  1. Снижение покупательской активности
    Автодилеры и аналитики ссылаются на макроэкономическую нестабильность — включая высокие ставки (около 20 % по автокредитам), инфляционную неопределённость и снижение располагаемых доходов населения .
  2. Исполнительный уровень запасов
    Из-за выведения с рынка западных брендов, а затем роста поставок подешевевших китайских машин, дилеры оказались с «забитыми складами», что вынуждало их делать жёсткие скидки (до 1 млн руб.), особенно на сток 2023 года
  3. Снова – правительственная поддержка
    Правительство планирует расширить госпрограммы поддержки покупателей («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль»), а также возможное снижение ключевой ставки поможет оживлению спроса
  4. Локализация как буфер
    Продажи отечественных моделей падают менее резко (–12,5 % против –45 %), демонстрируя устойчивость локального производства и зависимость от госмеханизмов поддержки

Перспективы рынка: чего ждать дальше?

  • AEB снизил годовой прогноз продаж до 1,25 млн машин (–24 %) по сравнению с предыдущим прогнозом в 1,4 млн
  • Ожидается, что снижение ставок по автокредитам уже окажет положительный эффект, способствуя началу стабилизации рынка .
  • Правительственная поддержка может снизить падение до 15–20 %, а дальнейшее смягчение монетарной политики даст шанс на рост уже в 2026 году.

Вывод

Российский рынок новых легковых автомобилей в июне 2025 демонстрирует глубокий спад — –27…29 % г/г. Однако выделяется стремление к адаптации: локальные производители и государственные меры смягчают удар, а снижение кредитных ставок может стать началом восстановления.

Эксперты считают, что вторая половина 2025 года станет ключевым периодом: если госпрограммы будут распространены на большее число моделей, а банки продолжат снижать ставки, мы увидим потенциальный выход из кризиса уже к концу года.