Продажи новых легковых автомобилей в России в июне 2025: спад до уровня кризисного года

- Легковые автомобили: 89 600–89 599 ед. — падение на 27 % г/г .
- Лёгкие коммерческие: 7 145 ед. — снижение на 32 % по сравнению с прошлым июнем
Кроме того, в июне продажи автомобилей упали на 2–7 % по отношению к маю — с ≈98–102 тыс. в мае до ≈96 тыс. в июне .
Полугодовой результат: усиленный спад
С января по июнь 2025 года российские автодилеры продали ≈546–575 тыс. легковых машин и ЛКМ — это снижение на 25,7–27 % по сравнению с январём–июнём 2024 года
- Из них легковые автомобили — ≈526,700 ед. (–26 %)
- ЛКМ — свыше 48,800 единиц, упав на 19 % г/г
Общий рынок новых транспортных средств (включая грузовики и автобусы) впервые за годы достиг ≈607,500 шт.— это самое заметное снижение (–28 %) за аналогичный период
Импорт vs. локальное производство
Сегмент импортных автомобилей показал более резкое снижение: 44,7 тыс. шт. в июне — это –45 % по сравнению с июнем 2024 года. В то же время продажи российских моделей упали до 56,2 тыс., что составляет –12,5 % г/г
Это связно с ограничениями на импорт и ростом локализации: с начала года доля отечественных автомобилей выросла на 11 п.п. .
Что стоит за цифрами?
- Снижение покупательской активности
Автодилеры и аналитики ссылаются на макроэкономическую нестабильность — включая высокие ставки (около 20 % по автокредитам), инфляционную неопределённость и снижение располагаемых доходов населения . - Исполнительный уровень запасов
Из-за выведения с рынка западных брендов, а затем роста поставок подешевевших китайских машин, дилеры оказались с «забитыми складами», что вынуждало их делать жёсткие скидки (до 1 млн руб.), особенно на сток 2023 года - Снова – правительственная поддержка
Правительство планирует расширить госпрограммы поддержки покупателей («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль»), а также возможное снижение ключевой ставки поможет оживлению спроса - Локализация как буфер
Продажи отечественных моделей падают менее резко (–12,5 % против –45 %), демонстрируя устойчивость локального производства и зависимость от госмеханизмов поддержки
Перспективы рынка: чего ждать дальше?
- AEB снизил годовой прогноз продаж до 1,25 млн машин (–24 %) по сравнению с предыдущим прогнозом в 1,4 млн
- Ожидается, что снижение ставок по автокредитам уже окажет положительный эффект, способствуя началу стабилизации рынка .
- Правительственная поддержка может снизить падение до 15–20 %, а дальнейшее смягчение монетарной политики даст шанс на рост уже в 2026 году.
Вывод
Российский рынок новых легковых автомобилей в июне 2025 демонстрирует глубокий спад — –27…29 % г/г. Однако выделяется стремление к адаптации: локальные производители и государственные меры смягчают удар, а снижение кредитных ставок может стать началом восстановления.
Эксперты считают, что вторая половина 2025 года станет ключевым периодом: если госпрограммы будут распространены на большее число моделей, а банки продолжат снижать ставки, мы увидим потенциальный выход из кризиса уже к концу года.