На сколько летом подорожало такси: эксперты посчитали и ответили

Средняя стоимость такси текущим летом увеличилась на 11%. В расчете за год плата за каждый километр пути увеличилась на 17%. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение цены поездок. Предпосылок для этого более чем достаточно: серьезная нехватка водителей, рост затрат как на сами авто, так и их содержание.
Средняя стоимость такси текущим летом увеличилась на 11%. В расчете за год плата за каждый километр пути увеличилась на 17%. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение цены поездок. Предпосылок для этого более чем достаточно: серьезная нехватка водителей, рост затрат как на сами авто, так и их содержание.

Средний расход на одну поездку в летние месяцы этого года обходился россиянам почти в 600руб. (+11% больше к аналогичному периоду 2023г.). Соответствующие данные для анализа предоставил центр аналитической информации «Чек Индекс». При этом россияне увеличили количество самих поездок, которое возросло на 5%.

Данные для столицы составляют 803руб. (против 720руб. годом ранее, рост 10%). В количественном выражении число поездок увеличилось на 7%. За сентябрь средняя оплата за поездку по РФ была 598 руб., тогда как для Москвы – 821 руб., это дает прирост в 12% и 11% соответственно.

Увеличение количества желающих воспользоваться услугами такси обусловлено увеличением реальных доходов, ростом потребительской уверенности, а также увеличением потока туристов (в первую очередь актуально для крупных городов).

По данным Росстата, за каждый километр пути в конце лета россиянам пришлось платить на 17% больше в сравнении с августом 2023г.

На прошедшей конференции TAXI-2024 были озвучены отчетные и прогнозные цифры по коммерческим перевозкам пассажиров легковым транспортом за текущий год. В 2024г. показатель стоимости поездок уже вырос на треть. К концу года аналитики ожидают аналогичный рост, что в сумме дает впечатляющую цифру в 50-60% в сравнении с цифрами 2023 г. Основой для неутешительного прогноза служат аналитические данные: постоянно увеличивается стоимость машин, запчастей, услуг страхования, которые дублируются информацией из открытых источников, публикуемых аналитическими центрами и агентами.

С данным прогнозом согласен руководитель сервиса «Максим». Согласно его подсчетам, в самом оптимистичном видении цены на поездку увеличатся минимум на 15%. Эти прогнозы не зависят от моделей транспортных средств, так как в сложившейся ситуации страдает каждый участник рынка. Рост прямых и косвенных расходов (автомобиль, ремонт, обслуживание, страховка, кредитование и другие аспекты) неумолимо отражается на стоимости поездок в такси. Если говорить о классическом таксопарке, имеющем в штате трудоустроенных водителей, потребуется использовать тариф хотя бы 70 руб./км, чтобы их работа приносила прибыль. Это вдвое выше, нежели нынешние расценки. В регионах стоимость тарифов сдерживается частными водителями на личных авто, схема работы которых не похожа на работу таксопарков.

Представитель Яндекс Такси считает, что рост цен на практике проходит не так быстро, как это озвучивают некоторые официальные инстанции. Сдерживать рост, по его мнению, становится возможным благодаря предпринимаемым мерам поддержки отрасли. Например, самому сервису пришлось предложить потребителям услугу такси-лоукостер по сниженным тарифам, но с более длительным ожиданием времени подачи. Среди прочих мер – наращивание водительских субсидий, уменьшение комиссии водителям в период пиковых нагрузок, помощь партнерам по закупке автомобилей по спецценам, решение вопросов по страхованию и т.д. Все это позволяет снизить издержки, что, в конечном счете, не дает ценам расти слишком быстро.

Причины подорожания

По оценке аналитиков российского объединения самозанятых, рост стоимости такси действительно имеет место быть. Подобная тенденция увязана с острой нехваткой водителей, увеличением затрат по содержанию, обслуживанию самих машин, ростом их цены. Причиной дефицита водителей называется недавнее принятие закона «О такси». Законопроект разбалансировал спрос с реальным предложением на рынке труда. Как только уйдут невыполнимые требования, нехватка водителей пропадет сама собой, а цены снова вернутся в привычное русло.

Данный закон действует с осени прошлого года. Его положения легализовали работу самозанятых лиц. В законе немало новых требований: теперь работать в такси не могут лица, имеющие непогашенную судимость, а также те, кто не оплатил свыше трех административных штрафов. Если нет договора обязательного страхования гражданской ответственности, то разрешение на работу может быть приостановлено.

На основе закона начала работу Федеральная госинфосистема «Такси», три региональных реестра с данными по машинам, перевозчикам, агрегаторам. При отсутствии у водителя действующего разрешения ему не могут быть переданы заказы от агрегатора.

Для идентификации автомобилей службы такси предусмотрена цветографическая схема, фонарь на крыше оранжевого цвета. Используемые в работе автомобили должны отвечать экостандартам отдельно взятых регионов. Водителей легковых такси обязали оформить полисы ОСГОП. Теперь пассажиры являются застрахованными на 2млн.руб. С начала осени 2025г. агрегаторов обязали отрыть региональные представительства там, где у них в сутки поступает свыше 4000 заказов.

Еще в сентябре эксперты отмечали, что на рынке к концу нынешнего года дефицит водителей такси составит порядка 130 тыс. человек. На фоне этого предсказуемо возрастет стоимость услуг, в первую очередь при пиковых нагрузках. В числе причин дефицита кадров также называется ужесточение государственной миграционной политики, регулирование работы такси. Все это заставляет водителей переходить работать в иные сферы. Один их крупнейших агрегаторов Яндекс Такси пытается решить данную проблему путем обсуждения с регуляторами вопросов упрощения требований, оцифровки путевых листов, медосмотров и прочих мер.

Годом ранее в своем выступлении представитель Минтранса также рассказал о росте цен на такчи до 44% по отдельным регионам. Тогда министерству удалось заморозить данную динамику для половины регионов РФ. Для 45% из них цены остались прежними, а в 5% случаев наблюдалось даже снижение. Усредненные данные по стране показали рост чека на такси в размере 5%. Среди основных причин такого роста отмечается слабая подготовленность регионов к изменениям, вызванными вступлением в силу нового закона.