Лидеры рынка: рейтинг крупнейших российских автодилеров 2023 года

По данным ведущего автоиздания, за прошедший год 25 крупнейших продавцов на российским авторынке сумели обеспечить общую выручку в размере 1,5 млрд.руб., увеличив ее показатель на 56%.
По данным ведущего автоиздания, за прошедший год 25 крупнейших продавцов на российским авторынке сумели обеспечить общую выручку в размере 1,5 млрд.руб., увеличив ее показатель на 56%.

За 2022г. аналогичные показатели продаж составляли всего 412 тыс. автомобилей. Небывалый рост на 53% за 2023 г. объясняется низкой базой предыдущего года. Пальма первенства по объему выручки принадлежит «Рольфу», по реализации новых авто лидирует «Мэйджор». Общий объем продаж по итогам прошлого года составил более миллиона экземпляров авто, что позволяет строить на будущее вполне оптимистические прогнозы. Эксперты предполагают реализацию в объеме более полутора миллионов экземпляров.

Бесспорным лидером по объему выручки в топовой десятке автодилеров остается холдинг «Рольф». За 2023г. этот дилер реализовал автомобилей на 324 млрд.руб., что превысило показатели 2022 г на 40%. Больше всего новых автомобилей продал «Мэйджор». Его показатели в этой категории – 41 тыс. экземпляров, что на 64% больше прошлогодних.

В недавно опубликованном рейтинге присутствует 50 автодилеров, контролирующих половину отечественного авторынка. За 2023 г. вместе они продали почти 568 тыс. машин, что почти на 60% больше прошлогодних значений. При подсчете общего объема выручки за этот год принимались данные 40 компаний – показатель приближается к 1,7 млрд.руб.

Отраслевая статистика отмечает небывалый прирост продаж новых авто – в 2023 г. их было почти 1,1 млн. экземпляров. Это почти на 70% больше результата за 2022г.

Существенный рост показателей эксперты автоиздания объясняют невысокой базой, сложившейся в 2022г. Тогда было продано всего 626 тыс. автомобилей, т.е. на 59% меньше предыдущего года.

По словам главного редактора издания, это был настоящий провал – настолько низких показателей продаж дилеры не видели никогда. Катастрофически низкими назывались объемы в миллион штук, не говоря уже о продажах менее 700 тыс. экземпляров. С началом СВО стали закрываться представительства зарубежных брендов, ввоз новых автомобилей буквально замер в ожидании и прекратился вовсе. Весной простаивали все заводы. Проблемы с логистикой наблюдались даже по китайским маркам – никто не давал гарантий на завтрашний день.

С течением времени поставки возобновились. Освободившиеся ниши ушедших брендов заняли новые представители отрасли с незнакомыми именами. Продолжившие работу заводы сделали перезапуск производства, стали наращивать выпуск. Львиная доля авто прибыла в страну в рамках параллельного импорта – на рынке понемногу стали появляться машины.

Это нашло позитивный отклик в продажах российских автохолдингов – в плюсе оказался каждый дилер из топового рейтинга. Но на лидирующей позиции снова произошли перемены. До 2022г. по объемам реализации новых авто стабильно лидировал «Рольф», затем пальму первенства удалось занять «Автомиру». За 2023г. на первую строчку рейтинга вышел «Мейджор».

Подобное положение дел эксперты считают закономерным. «Мэйджор» представлена почти полной линейкой брендов, представленных на российском авторынке. Работает она и в столичном регионе – наиболее масштабном по продажам, это также имеет значение. «Автодом» относится к люксовому сегменту, априори уступающего массовому по количеству реализованных экземпляров.

Помимо этого, в 2023г. «Мэйджор» сумел открыть 50 новых шоурумов. В топовую тройку с ним вошли «Агат» и «Ключавто». Показатель последнего – 56 новых салонов. Указанные компании занимают лидирующие позиции по объему продаж. Основным занятием дилеров в 2023г. стало пополнение ассортимента новыми и действующими марками из КНР, что положительно сказалось на росте продаж новых машин.

Согласно данным, полученным от экспертов, за прошлогодний период открылось почти 1,6 тыс. автосалонов, закрылось – почти 1000. На данный момент на территории РФ работает 3,6 тыс. шоурумов.

У «Рольфа» открытие новых салонов не входило в основные планы, так как компания специализируется на продажах подержанных автомобилей. На 30 тыс. новых авто здесь продается более 100 тыс. моделей с пробегом. Это лучшие показатели продаж б/у автомобилей среди участников рейтинга. Компания усердно работала над развитием реализации подержанных авто все прошлые годы, достигнув первых значимых результатов в этом направлении в 2021 г. В разрезе общей массы продаж соотношение новых и б/у авто составляло 1:1,2. Годом ранее цифры выглядели как 1:3,6, хотя совсем недавно такой показатель казался недостижимым.

Эксперты отмечают, что покупка б/у машин стала настоящим трендом прошлого года. Вторичный рынок всегда отличался огромным потенциалом для дилеров, которые, несмотря на это, не спешили его осваивать. Ранее продажи на равных новых и б/у авто были настоящим достижением, но сегодня это нома у многих компаний, включая региональных. Холдинги открывают специализированные центры по реализации подержанных транспортных средств, освоили процедуру выкупа с рынка, поэтому теперь склады пополняются не только по сделкам trade-in. Согласно данным статистики, за прошлый год россияне купили 5,7 млн. экземпляров подержанных авто, это больше прошлогодних значений на 17%.

Лучшую динамику роста выручки в 2023г. демонстрируют некрупные региональные игроки. Подобная динамика, кроме общего роста рынка, объясняется пополнением, обновлением портфеля марок благодаря брендам из Поднебесной. Ярким примером служит ГК «Оптима». Фирма начала свой бизнес в 2020г. как представитель Вольво. Всего 3 года спустя в ее распоряжении были франшизы на продажу крупнейших представителей китайского автопрома, это дало ей прибавку по новым авто в 326%. Аналогичным образом действовали другие региональные компании.

Прогнозы экспертов по авторынку на 2024г. вселяют надежду. Ко второму месяцу весны эксперты успели обновить прогнозные показатели года: объемы реализации новых легковых авто должны превысить результаты 2023 г. Даже негативный сценарий позволит продать минимум 1,25 млн. экземпляров, что составит +18%. Благоприятный сценарий предполагает рост до 1,75 млн.шт. (+65%).

С ростом объема новых ТС рынок отмечает усиление конкуренции. Это приводит к снижению доходности дилеров по каждой сделке, а также к предоставлению скидок клиентам. Рост цен продолжится, поэтому несколько слабых марок, вероятно, покинут отечественный рынок. Вместе с тем, рост объема продаж новых машин никуда не уйдет, может лишь замедлиться его темп по аналогии с прошлогодним периодом годом. Планируется, что объем рынка составит около 1,3 млн. экземпляров.