Авторынок России: назад в будущее — к реалиям 90-х

Рынок новых автомобилей в России начинает всё больше напоминать эпоху 90-х: высокая стоимость иномарок, длинные очереди и расчёт строго наличными.
Рынок новых автомобилей в России начинает всё больше напоминать эпоху 90-х: высокая стоимость иномарок, длинные очереди и расчёт строго наличными.

Сегодня, чтобы купить автомобиль немецкого или японского производства, нужно не только обладать крупной суммой, но и запастись терпением — поставки могут занять месяцы.

Застой в автосалонах и смена приоритетов
Как сообщает портал «Автовзгляд», отечественный рынок новых авто оказался в состоянии стагнации. Снижение продаж, рост издержек и ограниченные финансовые ресурсы приводят к тому, что многие дилерские центры закрывают свои салоны или полностью пересматривают бизнес-стратегии.

В условиях неопределённости дилеры делают ставку на перестройку ассортимента. В автосалонах, где раньше преобладали китайские марки, теперь можно встретить автомобили премиального класса — Mercedes-Benz, BMW, Volvo и другие бренды, ввезённые в Россию через механизмы параллельного импорта.

Статистика импорта: курс на Восток
О масштабах изменений говорит статистика, обнародованная Таможней Владивостока. С Января по Июнь 2025 года в страну ввезено 137 тысяч легковых автомобилей, это на 20% больше, чем в прошлом году за аналогичный период. Все эти машины завозятся как транспортные средства для личного пользования и облагаются утилизационным сбором в 5 000 рублей.

Однако не все ввезённые авто действительно покупаются «в семью». Всё чаще автомобили оказываются на продаже. Предприниматели из Приморья и других приграничных регионов активно развивают схему импорта с последующей реализацией. И эта волна уже докатилась до Центральной России и Урала.

Возвращение "перегонщиков" и расчёт налом
Вновь, как и в начале 2000-х, популярность набирают машины с правым рулём из Японии и леворульные автомобили из Южной Кореи. Основная форма оплаты — наличные средства, как это было 30 лет назад. Электронные переводы и автокредиты уходят в прошлое на фоне нестабильной экономики и высоких ставок, что порождает определённые риски для покупателей.

Ретро-реальность: рынок идёт по кругу
Переход к старым схемам стал по сути новой нормой. Автомобильный рынок России словно делает виток по спирали: возрождается профессия перегонщика, всё чаще на дорогах встречаются машины с иностранными номерами, и покупатели снова начинают воспринимать покупку иномарки как настоящее достижение.

То, что когда-то считалось устаревшей моделью ведения бизнеса, вновь становится актуальным: личные поездки за границу, ожидание доставки, ручной подбор и проверка авто — всё это возвращается, теперь уже под грифом «реалии 2025».

Современный российский авторынок переживает период глубоких перемен, и всё больше сигналов указывает на то, что мы возвращаемся к форматам торговли 90-х годов. Неизвестно, как долго продлится этот ренессанс «наличных и терпения», но ясно одно — адаптируются те, кто умеет гибко реагировать на новые-старые вызовы.