Выбираем летние шины в 2024: рекомендации и стоимость

Отечественный рынок автопокрышек не миновала судьба автомобильного, однако потрясения были не такие значительные. Отказались от поставок либо свернули производство лишь определенные бренды. Недостатка в авторезине не отмечалось – складских запасов хватило на год вперед. Но цены все равно выросли до 60%, что ожидаемо вызвало резкое падение спроса.
Неразбериха закончилась так же быстро, как и началась. В конце лета 2022г. снова начали работать предприятия Continental и Yokohama. Один из крупнейших заводов Nokian Tyres и вовсе не делал перерывов в работе. При этом первый и последний завод сменили названия.
Что изменилось
Ожидаемого коллапса не случилось, все обошлось небольшой паникой. Объем потребления новых покрышек всех видов за 2021г. составил почти 60 млн.штук. Спустя два года объем реализации на внутреннем рынке составил 55 млн. Несмотря на сохранившееся проседание по отношению к 2022г. отметился небольшой рост на 15%. Основной объем потребностей закрыли российские заводы, оставшиеся 40% – импортная продукция.
Средняя стоимость резины для легкового авто в прошлом году сократилась на 5%. Удешевление произошло благодаря летним покрышкам, так как зимние выросли в цене. Стоимость грузовых также увеличилась на 5%, что объясняется высокой долей местного производства для легковых моделей (в районе 75%), для грузовых и автобусных – импортной составляющей (в районе 70%).
Ожидается, что позже случившееся расхождение будет нивелировано. Для этого имеются все предпосылки, так как 18 заводов по изготовлению шин сохранили свою работоспособность, но ряд из них перешел на работу в новом качестве.
Участники рынка автошин
Нижнекамскшина/Kama Tyres
С 2022г. владельцем стала госкомпания «Татшина». Завод выпускает покрышки под брендами Кама, Viatti, Forza. Производственные мощности составляют 17млн. шин/год.
Ikon Tyres
Активами владеет ПАО «Татнефть». Выпускаемые бренды – Ikon, Nokian, Nordman. Объем производственных мощностей – 16млн.
S8 Capital
Многопрофильный холдинг стал владельцем активов в РФ, а также заводов 3-х предприятий – Continental, Bridgestone, отечественный Кордиант (Омскшина). Производит покрышки под брендами Gislaved, Cordiant, Torero (экс-Matador), Tunga, Tyrex. Суммарная мощность производства составляет более 12млн.
Pirelli
Основной держатель акций – химический холдинг Sinochem Holdings (КНР). Выпускает продукцию под марками Pirelli, Amtel, Formula. Общая мощность двух российских заводов составляет около 10млн.
Yokohama
Ключевое подразделение холдинга Yokohama Rubber Co., Ltd. (Япония) – объем выручки от продажи шин составляет до 70%. Выпускаемая продукция – шины Yokohama. Объем производственных мощностей, расположенных в СЭЗ «Липецк», составляет 5млн. шин/год.
Белшина
Основной поставщик внутреннего рынка РБ. Более 60% продукции уходит на экспорт в РФ, где ее доля составляет порядка 5%. Выпускаемые бренды – Белшина. Завод выпускает как купногабаритные, так и массовые шины. Объем мощностей составляет 1,5млн.
Выбыли из гонки и остались на плаву
Зарубежные компании по-разному покидали рынок.
- Корейские бренды Hankook и Kumho, Yokohama (Япония) обошлись без перемен, продолжая официальную деятельность. Компании итальянского бренда Pirelli (месторасположение – Воронеж, Киров) также работают, при этом управление производством осуществляют российские специалисты.
- Весной 2022г. прекратились поставки Goodyear, Dunlop (США). Бренд Michelin (Франция) заморозил инвестиции, в силу чего работающий в Подмосковье завод перепоручил ведение всех дел дистрибьютору Пауэр Интернешнл-шины.
- Владельцем Nokian Tyres (Финляндия) стала ПАО «Татнефть». Немецкий бренд Continental, японский Бриджстоун продали российские активы отечественному холдингу S8 Capital.
В общем объеме доли иностранных предприятий в РФ не такие большие. Лидеру рынка – российской Нижнекамскшине – принадлежит около трети объема. Самой большой долей иностранных компаний была 16,6% в 2021 г, принадлежавшая Nokian. Остальные занимали ниши в 2-5%.
Будут ли перемены
Эксперты сходятся во мнении, что такие радикальные изменения, которые наблюдаются на рынке новых машин, сектор автопокрышек не затронут. Безусловно, большинство китайских брендов попытаются использовать временное замешательство для собственной выгоды, но значительным простором для деятельности они не обладают.
Главной задачей автовладельцев остается не заблудиться в названиях, так как большинство привычных брендов прошли через смену имен. Модели Nokian теперь называются Ikon, шины Matador теперь стоит искать под брендом Torero, а сам завод Continental стал называться Gislaved. Пока нет данных, какое имя получит продукция Ульяновского завода (в прошлом – Бриджстоун). Не исключаются и другие перемены из-за смены владельца.
Что будет со стоимостью? Если рассматривать краткосрочные перспективы, то в сегменте легковых автопокрышек эксперты не исключают падение стоимости. Скорее всего, это не коснется премиальных моделей, которые пока что представлены на рынке небольшим ассортиментом. Разнообразие в него добавляет параллельный импорт, т.к. все российские заводы ориентированы на массовый выпуск, несмотря на производство покрышек диаметром до 21".
В сегменте грузовой авторезины удешевления ждать не стоит – предпосылок для этого не просматривается. Запуск новых моделей или наращивание оборотов по производству старых требует времени. Но реализуемому ассортименту дефицит не грозит.
Сырьевая база
Изготовление шин проходит с использованием десятка комплектующих, включая масла, полимеры, серу, смолы, нейлон, металлокорд, шипы. Ключевое значение имеет натуральный и синтетический каучук.
Почти все необходимое наши заводы производят сами, при чем по ряду позиций наблюдается избыточный выпуск (наполнители, корды, синтетический каучук, вулканизаторы). Исключение – натуральный каучук, так как российский климат считается холодным для дерева гевеи.
Положительный момент – основные мощности по производству натурального каучука расположены в дружественных России странах. Более 1/3 мирового объема приходится на Таиланд, 1/4 закрывает Индонезия, 1/5 часть принадлежит Вьетнаму, Китаю, Индии. Ощутимых перебоев с поставками за прошедшие пару лет не наблюдалось.
Значительные проблемы существуют в отношении продукции «высокой химии» – добавок, способных придать необходимые параметры сцепления протектору.